Ян Вермеер: Девушка с жемчужной сережкой

Ян Вермеер: Девушка с жемчужной сережкой

Казалось бы, ну что необычного может быть во всем известной картине «Девушка с жемчужной сережкой»? Но даже когда о чем-то знают все - не факт, что оно не таит некой загадки. Вопрос заключается в том, что же все-таки надето на неизвестной модели? Жемчуг или...

Итак, начнем с истории. Автором произведения является нидерландский художник Ян Вермеер. Ориентировочная дата создания — 1665 год. По одним данным художник писал собственную дочь — Марию, по другим — моделью была неизвестная незнакомка, но картина построена так, что основное внимание сосредотачивается не на лице, деталях (хотя Вермеер определенно делал на них акцент, ведь он писал всего по 2 полотна в год) или цветах, а, на достаточно внушительной, жемчужной сережке в ухе.

скарлет.jpg

Только вот жемчуг ли? До 1995 года картина была известна под названиями «Девушка в тюрбане» или «Лицо девушки», а ее сегодняшнее название дала Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге.

Четыре года спустя писательница Трейси Шевалье закрепила название «Девушка с жемчужной сережкой» в своем романе, по которому в 2003 году был снят фильм с Колином Фёртом и Скарлетт Йоханссон в главных ролях.

Если использовать современные технологии и посмотреть на картину с минимального расстояния, то можно заметить, что украшение имеет какой-то странный металлический блеск. С учетом того, что около 200 лет Вермеер был художником, работы которого не ценили, а значит перекрашивали множество раз, то неудивительно, что сережка была скорее похожа на жемчуг, чем являлась таковым.

После реставрации и извлечения черного пигмента изображение обретает свое ровное свечение и чисто металлический блеск. Следующее, что смущает — это невероятные размеры жемчужины. Бывают ли они такими огромными? Да. Так может эти серьги были семейной реликвией?

сережка.jpg

Отец Вермеера, конечно, был человеком состоятельным, но не настолько, чтобы позволить себе жемчуг, не много ни мало за 40 млн долларов, на современные деньги.

Еще один вариант — фарфор. Всем известно, что украшения из фарфора — чаще камеи, но записи свидетельствуют о том, что часто из него изготавливали бусины и ожерелья. На «нежемчужность» сережки отлично указывает и наука.

Голландский астрофизик и художник-любитель Винсент Ике доказал, что барышня и жемчуг даже близко не соприкасались. В своей публикации он говорит о том, что жемчуг, как материал природный-состоит из кальцита, а значит преломление света должно давать мягкий свет, но вместо этого зритель наблюдает очень яркий блик в верхней части. Ике предполагает, что серьга изготовлена из серебра или полированного олова.

Еще по одной версии такие украшения заменяли стеклами, доведенными до матовости, предположительно, из Венеции. Знатоки Вермеера сходятся в том, что художника всегда больше волновали впечатления от картины, чем прорисовка деталей, и да, будь это рассеянный по поверхности украшения свет — было бы куда скучнее. А значит картина — скорее плод воображения художника.

Но из какого бы материала не состояла сережка, в сознании всего мира полотно так и останется «Девушкой с жемчужной сережкой». Ну, или Голландской Мона Лизой.





04.07.2018